Top.Mail.Ru

    Женщина на корабле... хорошая примета

    Говорят, что женщине не место на корабле, что это плохая примета, да и вообще, море любит сильных…конечно, сильных мужчин. Но юные курсантки Дальрыбвтуза каждый год упорно доказывают обратное, поступая на штурманов и механиков.

    Этот рейс парусника «Паллада» примечателен не только тем, что он посвящен 70-летию Великой Победы, но еще и рекордным количеством девушек, которые мечтают доказать, что море и их способно принять и полюбить. Мы решили поговорить с двумя представительницами «слабого» пола, выбравшими сильные профессии - Юлей Селезневой, которая учится по специальности «Судомеханик» и Леной Петручак, мечтающей стать штурманом.

     Почему вы выбрали такую суровую мужскую профессию?

    Лена: Это живо, интересно и динамично. Моя работа будет состоять из путешествий, при этом я смогу получать достаточно хорошие деньги, чтобы обеспечивать свою семью. Специальность у меня будет инженерная, а диплом - международного образца, поэтому я смогу устроиться на работу как в море, так и на берегу в любой стране мира. Помимо судоводителя я смогу выбрать еще сотню специальностей: от логистики до управления по менеджменту по морским перевозкам. Н и еще, конечно, романтика…куда же без нее!

    Юля: В далеком детстве я очень любила вместе с папой чинить и ремонтировать машины. Конечно, я даже не задумывалась, что через пять или десять лет я выберу немного похожую профессию. Когда подошло время поступать в университет, я хотела связать свою жизнь с военной службой, а папа предложил альтернативный вариант – морскую специальность. И тогда я решила стать судомехаником, так как опять же я смогу работать в море и на берегу. Безусловно, это очень тяжелая профессия, однако все-таки некоторым девушкам под силу с ней справиться.

    Вы обе сказали, что сможете работать как на берегу, так и в море. Сразу после получения диплома, какой вариант выберете?

    Юля и Лена: Море!

    Как ваши родители, друзья и молодые люди отнеслись к выбору профессии?

    Ю.: Когда я подала документы, даже папа не был уверен, что я поступлю. А остальные родственники были просто в ужасе, что я выбрала специальность «Судомеханик». Первые полгода они наперебой твердили, что я не смогу выдержать нагрузку и советовали хотя бы перевестись на судоводителя. Но я решила доказать обратное. Почему бы и нет!

    Л.: Если честно, то вся моя семья отнеслась к моему выбору очень отрицательно. А с молодым человеком у нас были постоянные ссоры, перепалки…чуть ли не до драк доходило. Но для меня это остался выбор каждого и личного. Конечно, родителям тяжело пережить мой первый рейс. Но я прекрасно понимаю, что либо мне придется сломать себя и всю жизнь заниматься нелюбимым делом, либо с моей работой придется смириться людям, которые меня окружают. Мне дальше жить самой, мама и бабушка не всегда будут рядом. Не факт, что люди, которые нас сейчас не поддержали, не поймут нас потом. Даже сейчас, когда семья видит, что я радуюсь каким-то своим успехам, они тоже за меня радуются.

    А как насчет семьи и детей? Бывает, что в море можно и на целый год уйти…

    Ю.: Смысл заводить семью в столь раннем возрасте? У тебя нет собственного жилья, ты не можешь должным образом обеспечить своего ребенка, который в наше время очень дорого стоит. Когда я получу диплом, мне будет 23 или 24 года. Думаю, что до 28 я смогу спокойно ходить в моря, а вот потом уже можно сделать передышку и подумать о семье. Сейчас нельзя полностью полагаться на мужчину, необходимо самой пробивать дорогу в будущее.

    Л.: Не стоит, конечно, загадывать. Но если я рожу ребенка, да, первые два года я буду с ним. Потом ясли, детский сад, помощь бабушек. Двух рейсов в год, чтобы обеспечить ребенка и семью мне будет достаточно. А за первые два-три года в морях я планирую заработать себе на квартиру.

    А кем сами хотели стать в детстве? Не сразу же появились мечты о море и парусах?

    Ю.: Честно сказать (смеется)? Я мечтала служить в спецназе или быть специальным агентом. В руках винтовка, за плечами тяжеленный рюкзак, все лицо краской замазано… Хотела Родину защищать!

    Л.: А я раньше звукорежиссером хотела быть. Но в процессе обучения, а я училась в физико-информационном классе в Дальрыбвтузе, я начала понимать, что это не мое. Я делала домашние задания по предметам «Основы анимации», «Звуковое программирование», «Кодировка звука» и понимала, что периодами я начинаю ненавидеть то, что всегда приносило мне удовольствие – музыку. К тому же, нет у меня такой усидчивости и терпения. Другое дело – штурман…

    Кстати, насчет хобби. Чем в свободное время занимаетесь?

    Л.: Я пою, играю на фортепиано, барабанах и домре. А еще дрифтом занимаюсь…

    Ю.: У меня более домашние хобби. Читаю, рисую, иногда вышиваю. Люблю разгадывать кроссворды или судоку.

    Как себя ощущаете в своем первом рейсе на «Палладе»?

    Ю.: Мне сначала было очень плохо физически. Укачивало страшно, не могла есть и спать. Еще к режиму было тяжело привыкнуть, но сейчас все намного проще. Если говорить о судовых работах, то там ты сильно не напрягаешься, как некоторые жалуются. Поработал час, затем отдохнул немного, потом снова на палубу. Очень интересно в машинном отделении, единственное, там невероятная духота и сильный шум. Но самое интересное – авралы. Подниматься на мачты, укладывать паруса… Я, кстати, единственная из девочек, кто на аврале смог подняться на рею. Правда, потом девочек перестали пускать на авралах на подъем. Но это не потому, что я не справилась, просто нас берегут и жалеют (Юля произносит это с видимой грустью). Адреналина – море. Меня после спуска еще минут 20 немножко потряхивало, состояние было абсолютно непонятное. Зато красота там невероятная…Море, облака, солнце. Всю жизнь буду помнить.

    Л.: Мне повезло, меня не укачивает вообще. Зато периодически выкидывает с кровати из-за качки. Мне очень понравилось стоять на вахте на мостике. Я достаточно любопытный человек, поэтому, когда я впервые зашла на мостик и увидела там множество мониторов и кнопок, у меня сработала чисто женская реакция. Что это за кнопочка, почему она горит, а можно на нее нажать… Первый час я приставала с разными вопросами к штурману, а затем отправилась на руль. За штурвалом очень интересно стоять, хоть он очень тяжелый и крутить его невероятно сложно!

    Если говорить о дискриминации… Наверняка, вы хоть раз слышали в свой адрес, что женщине на корабле не место?

    Ю.: Это все стереотип, от которого нужно срочно избавляться. Даже здесь на «Палладе», когда мы первый раз пришли в машину (машинное отделение – прим. ред.), все схватились за голову и долго не верили, что девочки действительно могут выбрать специальность «Судомеханик». Обидно. Нам постоянно говорят, что на судне все равны, однако в то же время мы слышим слова о том, что женщине в машине и на мостике не место.

    Л.: У меня такое тоже было, подобные слова я слышала. Но недавно мне было очень приятно, когда в конце вахты ко мне подошел штурман и сказал, что он изменил свое мнение. Все зависит от того, как женщина себя поставит. Если она сможет доказать, что сумеет делать это лучше или наравне с мужчиной, то тогда, я думаю, обидных слов больше не будет. А вот если не сможет, то таким девушкам в профессии и не место…

    Ю.: Стоит быть жесткой, здесь нет места слабости. Это море и мужской коллектив, они сильнее как морально, так и физически. Поэтому каждый день нужно воспитывать в себе характер!

    Что бы вы могли пожелать или посоветовать девушкам, которые мечтают стать механиками и штурманами?

    Л.: Конечно, им будет тяжело. Особенно тяжело будет с поиском работы. Будет интересно учиться, ходить на практику, но вот найти работу… Надо быть готовой именно к этому!

    Ю.: Не буду спорить с Леной. Сначала нужно четко понять для себя, готова ли ты провести часть жизни в море, готова ли отложить мечты о семье и детях на неопределенный срок? Если честно, хотя я сама и механик, но девочкам не советовала бы выбирать эту специальность. Сложно, многие могут просто не справиться. Хотя…главное верить в себя, тогда все обязательно получится!