Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»
- Адрес: ул. Луговая, 52Б, ауд. 514, 520.
- Контактный телефон: 244-24-73
- E-mail: (для отображения адреса необходимо включить JavaScript), (для отображения адреса необходимо включить JavaScript)
-
Чёрная Екатерина Васильевна - к. и. н., доцент
Кузьмина Светлана Валерьевна - к.соц.н., доцент;
Мирза Николай Иванович – к. пед. н., доцент
Шестак Ольга Игоревна – к.и.н., доцент
Трифонова Галина Александровна – к.и.н., доцент;
Краснова Ирина Николаевна - зав. лабораторией;
Павлюк Тамара Ивановна - доцент;
Царёва Надежда Александровна - д.фил.н., профессор;
Бут Ирина Ваграмовна - ст.преподаватель.
История развития кафедры
Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины» была основана в мае 2011 г.
Её предшественниками являлись:
Кафедра «Марксизма-ленинизма» (1930- 1933; 1950 - 1969 гг.)
- Кафедра «История КПСС и философия» (1969–1994гг.)
- Кафедра ««Социология и гуманитарная подготовка» (1994–1995гг.)
- Кафедра «Социология и философия», созданная в связи с открытием специальности «Социология» (1995–1998 гг.)
- Кафедра «Социология и гуманитарная подготовка» (1998–2004 гг.)
- Кафедра «Социология и социальная психология» (2004–2011 гг.)
- Кафедра «Философия, культурология и история» (2004–2011 гг.)
В советский период истории нашей страны правящая Коммунистическая партия требовала от технических вузов усиленной идеологической подготовки будущих специалистов и руководителей производства. Кафедра марксизма-ленинизма была создана в числе первых в 1930 г., затем возродилась в 1950 г., и ее возглавил Иван Михайлович Питолин, а в 1963 г. по решению Приморского крайкома КПСС руководство кафедрой приняла к.и.н., доцент Анна Михайловна Гончаренко. В 1969 г. кафедра «Марксизм-ленинизм» была реорганизована в кафедры «История КПСС и философия» и «Политэкономия и научный коммунизм».
В 1994 г. кафедра «История КПСС и философия» была переименована в кафедру «Социология и гуманитарная подготовка»и с 1999 г. стала выпускающей. В Дальрыбвтузе приступили к подготовке социологов-специалистов гуманитарной профессии, что в свою очередь подтвердило высокий статус университета. Кафедру возглавил д.ф.н., профессор Евгений Васильевич Кулебякин. На кафедре была открыта аспирантура по специальностям «История Отечества» и «Социальная философия».
В 2004 г. кафедра разделилась на кафедры «Философия, культурология и история» и «Социология и социальная психология».
Кафедру «Философия, культурология и история»сначала возглавила Г.А. Трифонова, а затем Е.К. Прилуцкая. В коллективе кафедры плодотворно работали д.и.н., профессор В.Г. Свидерский, к.ф.н., доценты Р.Д. Минина, А.Г. Иус, В.С. Фунтусов. В составе кафедры 30 лет трудятся к.и.н.,доценты Е.К. Прилуцкая, Г.А. Трифонова.
В.Г. Свидерский изучал историю промышленного рыболовства региона. Владимир Георгиевич в 1995 г. защитил докторскую диссертацию по данной проблеме в диссертационном совете Московского социального университета и опубликовал 3 монографии.
К.ф.н. В.С. Фунтусов работал на кафедре с 1982 г. Молодой ассистент проходил стажировки на философских факультетах ЛГУ в Ленинграде и УрГУ в Свердловске. Затем защитил кандидатскую диссертацию в Уральском государственном университете, работал в должности старшего преподавателя, доцента, а с 2006 г. – профессора. Владимир Степанович – участник XXII Всемирного философского конгресса в Сеуле, всероссийских философских конгрессов в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске и более 10 международных конференций по философии и культурологии. Возглавляет Приморское отделение Российского философского общества.
Кафедра «Социология и социальная психология» вела обучение студентов по специальности «Социальная психология». С 2004 по 2009 гг. ее возглавлял Е.В. Кулебякин. Под руководством Евгения Васильевича на кафедре действовала докторантура по специальности «Онтология и теория познания» и аспирантура по специальности «Социальная философия». Евгений Васильевич являлся членом диссертационного совета по философии ДВГТУ. Его аспирантами подготовлено и защищено 5 кандидатских диссертаций по философии, 8 кандидатских диссертаций по социологии и 1 по культурологии.
За достижения в подготовке кадров высшей квалификации Евгений Васильевич удостоен звания «Почетный работник рыбного хозяйства Российской Федерации».
Осуществляли педагогическую деятельность на кафедре к.п.н., профессор Г.М. Суходолова, к.м.н., доценты М.В. Ярыгина и О.К. Митракова, доценты О.В. Митькина, Е.В. Преловская, старшие преподаватели В.Б. Шарлай, О.Ф. Лейченко, Н.В. Сухарева.
В 2011 г. две кафедры вновь объединили в единый коллектив. Сегодня кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины» ведет цикл гуманитарных дисциплин во всех институтах университета. Возглавляет кафедру к.и.н., доцент Е.В. Чёрная.
Цели, задачи, функции кафедры
Основные цели научно-педагогической деятельности кафедры:
- овладение студентами и курсантами университета базовыми знаниями по отечественной истории, философии, социологии, культурологии, психологии и педагогики, правоведению, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям;
- научить студентов и курсантов университета использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социально-значимых и профессиональных проблем и процессов.
Основные задачи кафедры:
- совершенствовать учебно-методическую и научно- исследовательскую работу в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
- повышать уровень чтения лекций, как ведущей формы обучения;
- способствовать эффективности проведения практических занятий как ведущей формы закрепления знаний;
- обучать студентов и курсантов необходимым навыкам самостоятельной работы;
- поддерживать морально-этический статус Кафедры через осуществление своей деятельности современными методами в образовании, принятыми в мировой практике;
- разрабатывать и внедрять инновационные методы преподавания дисциплин, закрепленных за Кафедрой;
- повышать ответственность каждого сотрудника за качество выполняемых работ, максимально полно вовлекать персонал в достижение целей Кафедры;
- повышать научно-педагогическую квалификацию профессорско-преподавательского состава;
- осуществлять сотрудничество с предприятиями рыбной и пищевой промышленности;
- формировать и актуализировать фонд нормативной документации.
Основные функции кафедры:
- проведение учебных занятий в соответствии с учебной нагрузкой и согласно графику, утвержденному ректором Университета;
- осуществление в установленном порядке консультирования студентов и магистрантов, а также обучающихся по программам профессиональной переподготовки специалистов с высшим образованием (программам дополнительного образования) по преподаваемым дисциплинам и курсам в объеме, определяемом действующими нормативами учебной нагрузки;
- организация и регулярный контроль самостоятельной работы студентов, включая выполнение ими домашних, индивидуальных заданий, реферативных работ;
- · осуществление промежуточной и итоговой, в форме зачетов и экзаменов, аттестации учащихся по результатам освоения ими учебного материала;
- выполнение запланированного объема учебно-методической работы, обеспечивающей проведение образовательного процесса на высоком уровне;
- разработка и представление на утверждение в установленном порядке рабочих учебных программ по дисциплинам и курсам Кафедры;
- осуществление, используя современные информационные технологии, подготовки и обновления учебников, учебных и учебно-методических пособий, методических указаний, дидактических материалов по проведению различных видов учебных занятий и выполнению студентами самостоятельной работы, наглядных пособий, программных и информационных материалов, необходимых для компьютеризации учебного процесса;
- осуществление воспитательного процесса среди студентов и курсантов, взаимодействуя со студенческими общественными организациями, советом молодых ученых, участвуя в мероприятиях, предусмотренных ежегодными планами учебно-воспитательной работы со студентами Университета;
- содействие работникам Кафедры в их творческом росте, в том числе путем прикрепления начинающих преподавателей к ведущим профессорам и доцентам, проведения и обсуждения на методическом семинаре открытых лекций и других видов учебных занятий, изучения и распространения передового педагогического опыта;
- создание необходимых условий для работы преподавателей и научных сотрудников над кандидатскими и докторскими диссертациями, организация заинтересованного обсуждения диссертаций, содействие участию работников Кафедры в конференциях и публикации результатов исследований;
- · участие в экспертизе законченных научно-исследовательских работ, вынесение заключения об их научной и практической значимости, рекомендаций по их внедрению в практику и опубликованию;
- разработка ежегодных и перспективных планов повышения квалификации работников кафедры, представление их на утверждение проректору по учебно-воспитательной работе, организация и контроль их выполнения;
- · проведение работы по развитию, модернизации и укреплению материально- технической базы Кафедры, включая, в первую очередь, постоянное совершенствование учебно-лабораторного оборудования, оснащения Кафедры современными средствами вычислительной техники и их широкое внедрение в образовательный процесс;
- · проведение научной и научно-исследовательской работы в области теории и методики высшего образования;
- · привлечение к научно-исследовательской работе студентов и магистрантов;
- · осуществление в установленном порядке сотрудничества с кафедрами отечественных ВУЗов по учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работе, а также с зарубежными научно-исследовательскими и другими организациями по профилю кафедры.
Научные направления кафедры
Профессорско–преподавательский состав кафедры имеет большой опыт педагогической и научной работы.
Преподаватели кафедры занимаются обширной научно-методической и исследовательской работой в области: «Проблемы истории мирового рыболовства», «История развития рыбохозяйственного образования на Дальнем Востоке», «Проблема социальной адаптации личности к условиям рыночной экономики», «Изучение свободного времени в студенческих коллективах», «Проблема информационной культуры в современном российском обществе», «Инновационные методы гуманитарного образования в техническом вузе».
Приоритетные направления развития кафедры
Выполнение ГБТ: «Воспитание и его место в образовательном процессе».
Проекты кафедры
Разработка образовательного портала кафедры, который должен содержать в электронном виде учебники, учебные пособия, учебно-методические указания, тестовые задания для поддержки учебного процесса.