В течение двух дней представители академической науки будут делиться идеями, разработками и прогнозами.
Сегодня, 27 октября, в Дальрыбвтузе начала свою работу национальная научно-техническая конференция «Научно-практические вопросы регулирования рыболовства». Её участниками стали преподаватели и научные сотрудники университета, большинство из которых представляют Институт рыболовства и аквакультуры – структурное подразделение вуза. Также в конференции очно и заочно при помощи видеосвязи принимают участие представители ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (г. Москва), Санкт-Петербургского государственного университета, Псковского филиала ФГБНУ ВНИРО, МагаданНИРО, ПИНРО им. Н.М. Книповича (г. Мурманск), Тихоокеанского филиала ВНИРО.
Первая же секция «Научно-практические вопросы рыболовства» вызвала оживлённую дискуссию. Её открыл доцент кафедры «Промышленное рыболовство» Евгений Осипов с презентацией «Исследование промысла тихоокеанского кальмара в решении задач его поиска и обнаружения».
- Наша кафедра уже более 12 лет занимается изучением этого вопроса – сотрудники выходят в море на судах, изучают зарубежный опыт, используют данные климатического мониторинга и сравнивают статистику уловов с учётом разных исходных параметров. В последние 3-4 года гидрологическая ситуация в Японском море заметно изменилась – скорее всего, это связано с глобальным потеплением. Относительно недавно дальневосточные рыбаки стали ловить кальмара тралом. Одним из первых эту новацию в промысел внедрил бывший аспирант Дальрыбвтуза Герман Павлов. Оказалось, что траловый лов кальмара во много раз эффективнее джиггерного: если джиггер способен выловить тонну, то трал поднимает за несколько сеансов до 25 тонн, - рассказал докладчик.
Также Евгений Осипов напомнил: кальмар - самый массовый «неодуемый» объект. То есть, на него не распространяются нормы ОДУ – общего допустимого улова. Закономерно многие компании, которые лишились квот или только начинают промысел, интересуются именно этим видом водных биоресурсов. Бизнес учитывает и довольно высокую стоимость кальмара - на мировом рынке она колеблется около 4 долларов за килограмм. При этом разные виды кальмара отличаются по своим вкусовым и составным характеристикам – и это тоже важно для экспортёров и импортёров. Например, тихоокеанский кальмар, который ловят у побережья Приморского края вплоть до Татарского пролива, считается более ценным, чем кальмар с Командорских островов. Его охотно импортируют разные страны, в том числе Япония и Корея, ведущие и собственный кальмаровый промысел.
В ходе обсуждений участники секции высказали и опасения: не станет ли траловый лов критическим фактором для популяций тихоокеанского кальмара? Эту мысль в своём комментарии выразил старший преподаватель кафедры «Промышленное рыболовство» Артур Майсс:
- У наших соседей – японских и корейских рыбаков – тоже был траловый промысел кальмара, и они сильно подорвали свои запасы. Такая же ситуация наблюдалась недавно на Курилах, когда около 60 глубоководных тральщиков буквально «вспахали» дно вокруг острова. После этого приморские рыбаки, зашедшие со своими пелагическими тралами, констатировали: кальмара в этих местах не будет. То есть, не потеряем ли мы биоресурсы в Японском море, если начнём ловить кальмара тралами бесконтрольно?
Однако директор Института рыболовства и аквакультуры, кандидат технических наук Анатолий Бойцов привёл контраргументы:
- Многолетние исследования, в которых принимали участие и учёные ТИНРО, доказали: запасы кальмара в Японском море практически не ограничены. Самый главный «недостаток» кальмара – краткий цикл его жизни. Ведь этот моллюск живёт всего год-два. Он зарождается, мигрирует, отдаёт икру, нерестится и погибает в Восточно-Китайском море, ложась на дно метровым слоем. То есть, нужно ещё успеть его поймать. Также стоит учитывать, что в последние годы практика дальневосточных рыбаков показывает: кальмаровые скопления перестают реагировать на джиггеры – то есть, не идут на свет. И потому, когда траловый лов показал успех, это посчитали перспективным. Речь идёт о придонном пелагическом траловом лове. Если запас кальмара уменьшится, наука наверняка отреагирует – ведь исследования на судах проходят постоянно. Думаю, это очень хороший результат, что появилась возможность ловить кальмара иным способом.
Большой интерес аудитории вызвал и следующий доклад о том, как методы щадящего отвода тюленей-ларг из зоны действия ставного невода помогают минимизировать потери при лове лососей. Как известно, тюлени рвут сети и буквально расхищают уловы рыбаков прямо в море. Цифры потерь достаточно велики, чтобы учёные занялись поиском решений этой проблемы. В Дальрыбвтузе над темой отвода ларг от неводов в течение года работала группа учёных.
С презентацией по итогам исследований выступил Артур Майсс. Он рассказал о практических экспериментах, проведённых летом 2022 года в Тернейском районе. Для отпугивания тюленей от ставных неводов применялись акустически-пневматический метод и муляжи косаток – с этими хищниками ларги стараются не встречаться. Для сравнения в мониторинг взяли два рыболовных участка, на другом из них никаких методов защиты неводов от ларг не применялось. В итоге оказалось, что улов лососей там, где были применены щадящие средства отвода морских млекопитающих, был выше на 30 %. При этом ни одно животное не пострадало. Последнее особенно важно в свете трендов современной экологической повестки.
Далее конференция продолжится работой секции «Водные биологические ресурсы, аквакультура и экология». 28 октября доклады в этой секции сделают 26 представителей научных и образовательных учреждений из разных городов. Также участники конференции обсудят состояние и тенденции развития рыбохозяйственного образования. По итогам двухдневного мероприятия будет составлена резолюция и опубликован сборник материалов.
Поделиться новостью:
Материалы к публикации: