Итоги отраслевой образовательной деятельности и планы по развитию системы образования в рыбохозяйственной отрасли обсудили на заседании совета ректоров, которое провел заместитель министра сельского хозяйства России – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков 18 декабря. В мероприятии приняли участие ректор Калининградского государственного технического университета, председатель совета руководителей образовательных организаций Росрыболовства Владимир Волкогон, ректор Астраханского государственного технического университета Александр Неваленный, ректор Керченского государственного морского технологического университета Евгений Масюткин и ректор Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Олег Щека.
«Сегодня обсудим, что сделано в плане улучшения материально-технической базы, какие еще шаги предстоит предпринять, какие средства для этого нам необходимы. Нужно системно и предметно подходить к этому вопросу», – сказал Илья Шестаков, открывая встречу.
В настоящее время в рыбопромышленном комплексе идет масштабная модернизация основных производственных фондов: строятся новые рыбопромысловые суда и береговые рыбоперерабатывающие заводы. Для этого нужны качественно новые кадры в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, применяемыми в отрасли.
«Нам необходимо совершенствовать систему подготовки кадров для рыбного хозяйства, создавая актуальные образовательные программы. Система обучения сегодня должна постоянно трансформироваться под запросы рынка. Необходимы современные модели организации дополнительного профессионального образования, которые обеспечивают готовность работников переходить на новые места, получать новые квалификации в соответствии с потребностями отрасли», – отметил глава Росрыболовства.
Сегодня в отрасли наблюдается рост спроса преимущественно на специалистов со средним профессиональным образованием (СПО), поэтому нужно обратить внимание именно на это направление.
Итоги года подвел заместитель руководителя Росрыболовства Петр Савчук. В настоящее время образовательные учреждения отрасли проводят обучение по 29 специальностям среднего профессионального образования, 135 специальностям и направлениям подготовки высшего образования. В 2019 году в вузах Росрыболовства учатся около 38,7 тыс. человек, в том числе 19,8 тыс. студентов за счет средств федерального бюджета. По программам высшего образования обучение проходят 24,6 тыс. человек, включая 410 аспирантов. На специалистов среднего звена готовят 14,1 тыс. человек. По программам дополнительного профессионального образования ежегодно проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации более 33 тыс. слушателей.
В 2019 году образовательные организации отрасли успешно провели вступительную кампанию, обеспечив выполнение плана приема на обучение за счет средств федерального бюджета.
На обучение в 2019 учебном году в вузы Росрыболовства поступили 10 тыс. чел, на высшее образование – 6 тыс. абитуриентов, на программы СПО – 4 тыс. человек. За счет средств федерального бюджета принято на обучение 5,5 тыс. человек. В этом году образовательные организации выпустили 6,8 тыс. студентов и курсантов, в том числе 4,3 тыс. человек с высшим образованием.
Петр Савчук отметил необходимость интеграции деятельности всех участников рынка труда – рыбохозяйственных организаций и образовательных учреждений – для того, чтобы четко понимать количество кадров и отвечать за качество образования.
«Задачи стратегического развития трудового потенциала невозможно решить без работы в консорциуме «Росрыболовство – вузы – наука – рыбопромышленные предприятия». По вашему поручению мы работаем над созданием такого консорциума. В целом уже есть понимание, как это будет выглядеть: поговорили с рыбаками. В ближайшее время представим проект», – сказал заместитель руководителя Росрыболовства.
Петр Савчук также обозначил важность дооборудования тренажерных центров при вузах и проблемы недостаточного уровня финансирования для развития инфраструктуры: не обеспечивается в полном объеме проведение капитальных ремонтов учебно-лабораторных корпусов и общежитий; не хватает резервов для информатизации и обеспечения доступной образовательной среды для инклюзивного обучения. Конечно, есть успехи по улучшению состояния материально-технической базы.
В настоящее решен вопрос о выделении образовательным организациям Росрыболовства дополнительных средств в части среднего специального образования в 2020 году на питание и обмундирование курсантов в размере 354 млн рублей, на капитальный ремонт зданий и сооружений в размере 333 млн рублей, что позволит значительно улучшить обеспечение, а также провести неотложный ремонт. Вместе с тем открытым остается вопрос аналогичного обеспечения обучающихся по программам высшего образования.
С докладами о работе выступили ректоры вузов Росрыболовства. Руководители АГТУ и КГТУ, а также Дальрыбвтуза отметили рост интереса молодежи к рыбохозяйственным специальностям: вырос конкурс и проходной балл при приеме, наблюдается улучшение качества подготовки абитуриентов. Кроме того, для решения вопроса дефицита кадров профессорского и преподавательского состава, а также во исполнение указов Президента России увеличена заработная плата.
Ректор КГТУ Владимир Волкогон доложил об успешном прохождении аккредитации и аудита морского регистра. Александр Неваленный констатировал высокую востребованность вуза на международном рынке отраслевого образования: в АГТУ обучаются студенты из 57 стран – география и количество превысили показатели времен СССР. Идет организационная работа по открытию филиала в Узбекистане по инициативе местных властей.
Олег Щека доложил о планах по открытию на базе Дальрыбвтуза военного учебного центра. По его словам, продолжается работа по повышению престижа обучения, внедряются модульные программы для руководителей рыбохозяйственных предприятий. «Идем по пути создания рыбного MBA, внедряем онлайн-формы обучения, в том числе электронную библиотеку», – отметил он.
На совете ректоров рассмотрели концепцию ведомственного проекта «Повышение качества образования в профессиях рыбохозяйственного комплекса и их популяризация в России». Проект подготовлен совместно с союзом «Молодые профессионалы (Волдскиллс Россия)» по поручению руководителя Росрыболовства. Он направлен на создание конкурентоспособной системы среднего профессионального образования в сфере рыбохозяйственного комплекса. Проект подразумевает модернизацию образовательных стандартов путем создания новых модулей профессиональной подготовки и обновление материально-технической базы, в том числе за счет создания 5 региональных центров проведения демонстрационного экзамена и одного межрегионального центра компетенций.
«Идея проекта хорошая, но основной вопрос – финансирование, так как за счет внебюджетных средств это нереализуемо», – констатировал Илья Шестаков. Глава Росрыболовства поручил провести совещание с представителями других ведомств и организаций, которые занимаются профессиональным образованием, в том числе с представителями «Волдскиллс Россия», и обсудить риски, источники финансирования, этапы внедрения нового проекта и другие организационные моменты.
На заседании совета также рассмотрены вопросы реализации программ среднего профессионального образования, которые разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) по ТОП-50 перспективных профессий. Список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования, сформирован в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 2 ноября 2015 года. Как отметила декан факультета среднего профессионального образования АГТУ Ольга Ткаченко, и хотя в списке нет рыбохозяйственных специальностей, но вся система образования движется к тем стандартам, которые предусмотрены при подготовке специалистов по этим направлениям. При этом внедрение стандартов ТОП-50 требует серьезных затрат – на модернизацию материально-технической базы, ее аккредитацию и прохождение итоговой аттестации.
По итогам заседания Илья Шестаков поручил собрать статистику по трудоустройству выпускников образовательных учреждений Росрыболовства за 2018-2019 гг., проанализировать и представить предложения по оптимизации программ.
«Нужна полная картина по необходимому финансированию, по развитию среднего профессионального образования, в том числе на территории Северного бассейна, по обеспечению кадрами преподавательского состава по конвенционным специальностям. Нужен детальный план, чтобы привести в полное соответствие систему отраслевого образования самым высоким стандартам и четко ориентироваться на потребности рыбохозяйственного комплекса. В целом можно сказать, что мы неплохо двигаемся с точки зрения обновления материально-технического обеспечения, и надеюсь, что и в 2020 году не остановимся. Надо расти, и расти по всем направлениям, которые обсудили», – резюмировал Илья Шестаков.
Источник и фото: Пресс-служба Росрыболовства