Воспитательная работа и молодёжная политика

 

Воспитательная  работа и молодёжная политика

Планы, положения, программы

 

      Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценных установок, опыта нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. 

      Воспитание студенческой молодёжи является неотъемлемой частью процесса образования. Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. 

 

 

 

Цели и задачи воспитательной работы

Основная цель ФГБОУ ВО«Дальрыбвтуз» — подготовка конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, человека и гражданина — носителя великой русской культуры и отечественных традиций, обладающего качествами и свойствами, востребованными в условиях рынка, способного ставить и достигать личностно значимые цели.

Основной целью воспитательной работы в вузе является максимальное вовлечение обучающихся в целенаправленно организованную деятельность, способствующую реализации их интеллектуального, морального, творческого и физического потенциала, содействие формирования комплексно развитой и гармоничной личности обучающегося через создание условий для становления профессионально и социально компетентной личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой  и гражданской ответственностью. Комплексный подход к процессу организации воспитательной работы направлен на активизацию позитивных качеств всех участников учебно-воспитательного процесса.

Воспитательная работа в университете проводится как с контингентом студентов находящихся на бюджетном финансировании, так и с контингентом студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, со студентами, обучающимися на всех ступенях обучения, определённых Федеральным законом «Об образовании». Молодёжная политика является неотъемлемой частью воспитательной работы и проводится в интересах развития молодых специалистов обучающихся и работающих в университете.

В основе воспитания лежит активная помощь студенту в выборе здоровых жизненных ориентиров через формирование основ мировоззренческой безопасности в условиях глобализации и поведенческий подход, суть которого состоит в признании того, что актуальные потребности побуждают человека к определенным действиям. Оказание помощи студенту в осознании его возможностей, развитии творческих способностей на основе применения управленческих методов. Одним из принципов работы является принцип «ровесник — ровеснику», позволяющий формировать систему студенческого самоуправления и социализировать молодёжь. Развитие различных форм студенческого самоуправления является одной из приоритетных задач построение системы воспитательной работы в университете.

Практическая цель воспитания сводится к формированию личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей гражданской активностью, целеустремленностью и предприимчивостью. Воспитание — это целенаправленный процесс формирования личности воспитанника через приобретение им следующих качеств и свойств: лидерские качества, нравственность, харизма, способность ставить высокие цели перед собой и  достигать максимальных жизненных результатов.

Технология воспитания предполагает как непосредственное воздействие на личность студента с целью достижения поставленных целей, так и опосредованное воздействие на воспитательную среду, с целью создания оптимальных условий для развития свойств и качеств личности. Организуя внешнюю среду, проводя акции, мероприятия, мы стимулируем интерес и потребность студента в сопричастности и участии в мероприятиях, возникает потребность в познании, самоанализе. Таким образом, активизируется деятельность студента по самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию, через механизмы воздействия на него, как субъекта учебно-воспитательной системы университета. Воспитательная работа в университете является частью образовательного процесса. Цели  и задачи воспитательной работы реализуются:

  • в образовательном процессе;
  • во вне учебное время.

 

Направления воспитательной работы

Воспитательная работа со студенческой молодежью осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование и развитие духовно-нравственных ценностей;
  • формирование самосознания студентов и создание условий для творческой самореализации их личности;
  • формирование системы правовых знаний;
  • формирование в студенческом обществе идеологии здорового образа жизни и ценностного отношения к здоровью;
  • формирование у студентов потребности к труду, как первой жизненной необходимости, высшей ценности и главному способу достижения жизненного успеха;
  • формирование социокультурной активности, патриотизма, уважения к закону и правопорядку;
  • формирование у студентов установок терпимости к многонациональным традициям, неприятию экстремизма;
  • формирование системы эстетических и этических знаний и ценностей.

 

Основные задачи:

  • совершенствование системы студенческого самоуправления;
  • совершенствование правового и гражданско-патриотического воспитания студенческой молодёжи;
  • развитие корпоративной культуры университета и воспитание духа корпоративности;
  • совершенствование нравственного воспитания участников образовательного процесса;
  • реализация творческой активности студенчества;
  • повышение эффективности работы по профилактике злоупотребления психотропных веществ и охране репродуктивного здоровья;
  • совершенствование условий для полноценного духовного и физического развития личности;
  • совершенствование профессионально-трудового воспитания студенчества;
  • совершенствование системы мотивации преподавателей и сотрудников к повышению эффективности воспитательной работы;
  • повышение эффективности работы по формированию установок толерантного поведения у студентов, профилактике национализма и экстремизма, уменьшению риска социальных взрывов.

 

 Духовно-нравственное воспитание:

  • формирование и развитие системы духовно-нравственных знаний и ценностей;
  • реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в учебной, производственной и общественной деятельности;
  • формирование у студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных моральных ценностей.

Гражданско -патриотическое воспитание:

  • повышение социального статуса патриотического воспитания студенчества;
  • проведение организаторской политики по патриотическому воспитанию;
  • повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания в вузе на основе реального взаимодействия учебно-вспомогательных структур.

 Формирование  здоровьесберегающей  среды и здорового образа жизни:

  • организация широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, проведение всевозможных спортивных соревнований;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • профилактика курения, употребления алкоголя, наркозависимости и других вредных привычек.

 Формирование конкурентоспособных качеств:

  • повышение мотивации самосовершенствования студентов;
  • формирование ориентации на успех, на лидерство и карьерный рост;
  • формирование качеств социально-активной личности;
  • навыки самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации коллектива.

 Психологическая поддержка:

  • проведение мероприятий первичной психологической поддержки студентов;
  • проведение психологических тренингов, психологического тестирования студентов;
  • повышение морально-психологической устойчивости обучающихся.

 Работа с иностранными студентами:

  • адаптация иностранных студентов к условиям обучения и проживания в вузе;
  • ормирование межкультурного общения и взаимодействия;
  • накомство с историей и традициями России;
  • построение отношений на принципах дружбы народов.

 

Особенности управления воспитательной системой

Основной задачей системы управления воспитательным процессом является координация деятельности всех подразделений, отвечающих за воспитательную работу университета и их взаимодействие. Данную координацию осуществляет проректор по социальной и учебной работе. Проректор согласовывает планы работы на учебный год с заместителями директоров институтов по воспитательной работе. Ректор университета утверждает план воспитательной работы на учебный год, должностные инструкции руководителей подразделений, ответственных за воспитательную работу, внутренние локальные акты, регламентирующие воспитательную деятельность, инструкции и методические рекомендации по организации и проведению воспитательной работы. Положения о подразделениях утверждаются на Учёном совете вуза.

Координацию воспитательной работы в вузе в соответствии с реализуемыми направлениями осуществляют:

  • Проректор по учебной и учебной работе;
  • Заместители директоров институтов по воспитательной работе;
  • Молодёжный центр;
  • Комитет по делам молодёжи университета, институтов.
  • Комиссия по профилактике правонарушений;
  • Первичная профсоюзная организация студентов и курсантов;
  • Студенческие советы общежитий;
  • Штаб трудовых дел «Дальрыбвтуза», путинный отряд «Голубой меридиан»

 

Студенческое самоуправление

В ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз» наряду с профессиональной подготовкой студентов особое внимание уделяется формированию их активной гражданской позиции. Приоритетным направлением молодёжной политики университета является развитие студенческого самоуправления, стимулирование общественно-политической и социальной активности студентов.

Современное студенчество — это активная, целеустремленная, творческая сила. Студенческое самоуправление является элементом общей системы учебно-воспитательного процесса, позволяющим студентам участвовать в управлении университетом и организации своей жизнедеятельности в нём через коллегиальные органы самоуправления различных уровней и направлений. Участие в работе органов студенческого самоуправления даёт возможности для накопления опыта управленческой работы и способствует формированию и развитию у студентов таких качеств, как лидерство, организованность, ответственность, дисциплина и самодисциплина, ответственный подход к принимаемым решениям, прививает навыки управления коллективом.

Для углубления теоретических знаний и практических навыков организационной работы в органах студенческого самоуправления, знакомства с Уставом университета, руководством университета, и в рамках реализации концепции воспитательной работы в вузе, ежегодно в сентябре проводится «Старостат» — «Школа лидерства» с выездом в п. Славянку на научно-производственную базу университета, для учёбы старост учебных групп 1-2 курса, где проводятся тренинги с преподавателями вуза. Также ежегодно в январе проходит выездная школа студенческого актива вуза «Зимняя Славянка», где ребята обсуждают и предлагают новые идеи для дальнейшей работы КДМ вуза и развития студенческого самоуправления.

 

Ежеквартально в вузе проходят встречи ректора ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз» со студенческим активом университета, председателями Комитетов по делам молодёжи институтов, студенческим советом общежитий. По результатам встреч разрабатывается план мероприятий по реализации предложений студенческого актива. Такие мероприятия всегда освещаются на сайте Дальрыбвтуза. Для повышения доступности руководства в вестибюле главного административного корпуса размещен ящик для писем ректору, выемку из которого осуществляет лично ректор, а также на сайте существует ссылка, где  можно направить письмо ректору.

 

В университете существует Комитет по делам молодёжи (КДМ) университета, возглавляет председатель. В его состав входят председатели КДМ институтов, их заместители, председатели студенческих советов общежитий, Студенты университета принимают активное участие в мероприятиях разного уровня, направленных на развитие лидерских качеств и совершенствование студенческого самоуправления.

 

Гражданско-патриотическое  воспитание студентов

В музее ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз» — организационном и духовном центре по воспитанию уважительного отношения к истории университета, его традициям, научным и культурным ценностям — проводятся встречи с выпускниками прошлых лет, выставки, посвящённые юбилейным датам университета, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, юбилеям институтов, кафедр. Для первокурсников и учащихся лицея проводятся обязательные уроки «Знакомство с историей университета», уроки патриотизма и нравственности.

Организуются встречи студенчества с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в «горячих точках», ветеранами труда вуза.

Проводятся обязательные встречи «Призывник», для курсантов и студентов, с представителями военных комиссариатов г.Владивостока, для разъяснительной работы о службе в рядах Российской Армии, о службе по контракту, альтернативной службе.

В связи с повышением электоральной активности молодёжи в университете особое внимание уделяется правовому воспитанию студентов, одним из инструментов которого организация встреч студенчества с представителями власти, где студенты могут напрямую задать волнующие их вопросы. Неоднократно проходили встречи студентов и курсантов университета с представителями Администрации города и края, с руководством Федерального агентства по рыболовству.

   

  

   

Наш вуз является главным организатором  проведения акции «Бессмертный полк»  9 Мая в городе Владивостоке. Молодёжный центр и студенческий актив более трёх лет подряд принимают активное участие в организации шествия, формирования колонны, ведут непосредственную работу с населением города и края работает «горячая линия», где студенты и курсанты собирают информацию, ведут разъяснительную работу с населением желающем принять участие во Всенародной акции «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» в память о погибших в ВОВ. В 2015г. в год 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне в шествии приняли участие около 10 000 человек, которые шли по центральным улицам с портретами отцов и дедов.

  

 

Дух  корпоративности

 Воспитание духа корпоративности и сопричастности к истории вуза осуществляется с первых дней обучения студентов. Для первокурсников регулярно проводятся экскурсии в музей университета, где они узнают об истории вуза, об атрибутике, символах и традициях университета. На первых кураторских часах знакомятся с Кодексом корпоративной этики университета, Уставом университета, Правилами внутреннего распорядка ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз». Традиционно проводятся праздничные массовые мероприятия:

«День знаний», «Посвящение в студенты», «Курсантский бал», фестиваль студенческого творчества «Весне таланты посвяти свои». Студенчество принимает активное  участие в мероприятиях организованных администрацией города и края: Первомайская демонстрация, «День города», всевозможные митинги и акции.

  

  

  

Нравственное воспитание

Вовлечение студенческой молодёжи в социально значимую деятельность помогает студентам реализовывать потребность в духовном и нравственном развитии. С этой целью в университете активно поддерживается работа Отряда волонтёров и волонтёрское движение, которое заключается в оказании помощи социальной направленности. В течение всего года волонтёры оказывают любую необходимую помощь всем нуждающимся членам «Совета ветеранов вуза». Молодёжный центр, студенческий актив и волонтёры взаимодействуют с социально значимыми учреждениями города (детские дома, дом малютки, совет ветеранов) вовлекая все студенческое сообщество, оказывают помощь, сочувствие, сострадание и милосердие, участвуют в сборе денежных средств, одежды, игрушек, нуждающимся детям. Ежегодно Молодёжный центр и творческие коллективы университета проводят благотворительные мероприятия в «День защиты детей» — 1 июня, для воспитанников детских домов, домов-инвалидов детства.

В вузе активно пропагандируется и поддерживается добровольное донорство, так несколько раз в год в учебных корпусах проходит «День донора» где студенчество активно участвует.

 

Культурно-массовое и эстетическое воспитание

(Студенческий досуг)

Эффективной формой раскрытия творческого потенциала студентов является культурно-массовая работа, которой занимается Молодёжный центр университета. Выполняя задачи по развитию и совершенствованию форм культурно-массовой работы с молодёжью, центр сделал своей основной задачей развитие творческой инициативы одарённой молодёжи и её поддержку, формирование эстетического вкуса на примере лучших образцов вокального, музыкального и хореографического искусства России. Ребята, занимаясь в творческих коллективах, обретают уверенность в своих силах, проявляют инициативу, реализовывают свои таланты, используют своё свободное от учёбы время целенаправленно, разнообразно и творчески насыщенно. В состав центра входят следующие творческие коллективы:

  • Ансамбль народного танца «Ладья»;
  • Церемониальный отряд барабанщиц;
  • Вокальная студия «Соло»;
  • Сборная команда КВН;
  • Вокально-инструментальный ансамбль.

  

  

  

  

Молодёжный центр ежегодно проводит конкурсы среди талантливой молодёжи. Каждую весну, вот уже 20 лет подряд, в университете проводится Фестиваль студенческого творчества «Весне таланты посвяти свои», начиная с января по апрель студенты подают заявки на участие в отборочных турах фестиваля, весь апрель в студенческом клубе «Паллада» проходят отборочные туры по различным номинациям и лучшие студенты и курсанты, включая студентов филиалы выезжают в п. Славянку на научно-производственную базу марикультуры университета, для проведения финала фестиваля на 3-4 дня. Там жюри оценивает талантливых участников, проходит церемония награждения финалистов.

  

  

  

Творческие коллективы университета участвуют не только в мероприятиях вуза, но и во всевозможных конкурсах, фестивалях на уровне города и края:

Открытый студенческий конкурс танцевальных коллективов «РЕВЕРАНС» «МАСТЕР-КОЛЛЕКТИВ» — Ансамбль народного танца «Ладья» в номинации «Народный танец»;

1 место — Церемониальный Отряд барабанщиц Дальрыбвтуза в номинации «Дефиле барабанщиц»

Дальневосточная танцевальная олимпиада «ДВ FeST 2013-2014»: 1 место — Ансамбль народного танца «Ладья»  в номинации «Народный танец»;

Открытый студенческий вокальный конкурс «ВОСХОЖДЕНИЕ» Вокальная студия «СОЛО» неоднократно занимала призовые места;

Открытый  студенческий  конкурс инструментальной музыки «МЕТРОНОМ»

«ГРАН-ПРИ» всего конкурса занял — Бутенко Артём;

Открытый студенческий вокальный конкурс «ВОСХОЖДЕНИЕ»

«ГРАН-ПРИ» — Образцовый коллектив народной песни «Звоны» в номинации «Народный вокал — коллективы», также этот коллектив занял 1 место на Международном фестивале народных исполнителей в Италии, 1 место на Международном фестивале народных исполнителей в Южной Корее.

Каждый студент нашего университета, при желании может записаться и посещать все вышеперечисленные творческие коллективы, для этого необходимо прийти в Молодёжный центр университета и остаться там на весь период обучения в вузе.

 

Профилактика девиантного поведения студентов

Девиантное поведение — это совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства.

В университете с целью профилактики злоупотребления студентами психоактивными веществами со студентами проводятся лекции специалистами ГУЗ «Наркологический диспансер», предлагается пройти анонимное добровольное тестирование, профилактические осмотры. В начале учебного года проводится социологический опрос студенчества по вопросам распространенности факторов риска здоровья в молодёжной среде и отношению студентов к здоровому образу жизни, предложений от обучающихся по улучшению условий занятия спортом, профилактики наркотической зависимости. На территории студенческого городка находится кабинет участкового инспектора, который совместно с начальником службы безопасности и представителями ФСКН периодически проводят рейды в студенческих общежитиях на предмет выявления употребления или хранения наркотических средств. Молодёжный центр совместно со студенческим активом организовывают и проводят акции «НЕТ НАРКОТИКАМ!» Вся воспитательная работа в вузе, работа кураторов групп, зам.директоров по воспитательной работе института, комендантов общежитий, студ.советов, направлена на внедрение идей здорового образа жизни, профилактику наркотической зависимости среди молодёжи, а также работу с группами риска, если таковые выявлены.

 

Профессионально-трудовое воспитание студентов

Более 50 лет назад, в 1962 году по инициативе комитета ВЛКСМ в Дальрыбвтузе был создан первый студенческий путинный отряд «Голубой меридиан». Трудовой почин студентов зародился, во время сайрового промысла в районе Южных Курил. Для обработки громадных уловов ночной красавицы, как называли сайру рыбаки, срочно нужны были люди. И тогда на выручку пришли студенты Дальрыбвтуза. Первый институтский десант из 52 человек высадился в бухте Малокурильской, летом 1962 года, для работы на технологических линиях рыбокомбината «Островной». Молодой студенческий задор и соревнования на скорость помогали студентам легко переносить спартанский быт, двенадцатичасовые смены, отрыв от дома. Отряд добился отличных результатов, заработали денег, и год спустя на Шикотан приехали более 100 человек. Работа в путинном отряде явилась отличной возможностью для студентов применить полученные в институте знания на практике. Будущие инженеры помогали ремонтировать электролинии, трубопроводы, технологическое оборудование. Во время монотонной ручной работы у студентов рождались мысли по совершенствованию технологических линий, по создания новой рыбной продукции. Возвратившись на учёбу многие студенты вносили рационализаторские предложения, и самостоятельно воплощали их в жизнь.

  

Тысячи бойцов путинных отрядов «Голубой меридиан» прошли уникальную школу жизни и лидерства. Тяжелый совместный быт выковывал человеческие характеры, отсеивал тех, кто пришёл в институт случайно. В настоящее время в университете работают преподаватели, доценты, профессора, доктора наук, прошедшие школу путинных отрядов. С путины началась научная и руководящая деятельность для Богданова В.Д., Холоши О.А., Голованца В.А. и многих других сотрудников Дальрыбвтуза.

В настоящее время ежегодно, в летний период студенты и курсанты университета  в составе путинных отрядов «Голубой меридиан» работают на о.Сахалин, о. Шикотан, о. Итурут на заводах «Гидрострой», «Тунайча», «Южнокурильский рыбокомбинат» и других. Выезд на путину для студента — это настоящая романтика, возможность увидеть и понять свою будущую профессию. Более 50 лет существует путинный отряд «Голубой меридиан», но неизменным осталось стремление молодёжи к лучшей жизни (это возможность заработать), романтический настрой и вера в светлое будущее.

Всех кто желает записаться в путинный отряд «Голубой меридиан» приглашаем в Молодёжный центр. 

Также в вузе работает в летний период штаб трудовых дел, где желающие студенты могут поработать на благоустройстве зданий университета и общежитий.

В вузе существует центр трудоустройства молодёжи, где во время учёбы студент может найти работу на период летних каникул. С предприятиями заключаются трехсторонние договоры на трудоустройство студентов на время практики и каникул, с перспективой их дальнейшей работы после окончания университета.

 

Здоровье и спорт

Большое значение для становления личности имеет здоровый образ жизни, который формируется во многом в системе физического воспитания в университете. Физическое воспитание направлено на развитие у студентов физических и духовных сил, повышение творческой активности, способствует приобретению знаний о здоровом образе жизни, теории физической культуры и спорта, которые реализуются через учебные занятия. Физическое воспитание способствует умственному развитию, готовность принимать решения в сложных ситуациях, приучает к выдержке, умению доводить дело до конца, помогает чёткой организации труда и отдыха. Значительная роль физического воспитания молодёжи в антиалкогольном, антиникотиновом, и антинаркотическом воспитании. Эффективность во многом обусловлена степенью вовлечения студентов в общественно полезную, трудовую, культурную, научную деятельность университета.

Физическое воспитание предполагает:

  • формирование здорового образа жизни;
  • воспитание морально-волевых качеств, самоконтроля;
  • укрепление здоровья студентов и поддержание у них высокой работоспособности;
  • организация активного отдыха студентов как специфической формы реализации образовательного и оздоровительного процессов;
  • формирование системы ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности у обучающихся и сотрудников университета;
  • создание и поддержание традиций массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с учетом потребностей и состояния здоровья всех участников образовательного пространства.

  

  

Физическое воспитание, оздоровительная работа, пропаганда здорового образа жизни осуществляется через преподавание дисциплины «Физическое воспитание». Ведущую роль в организации спортивно-массовой и оздоровительной работы, пропаганде физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни коллектива университета, играет кафедра «Физического воспитания и спорта». Кафедра имеет спортивные залы, зал бокса, тренажёрный зал. На базе кафедры работают различные спортивные секции для студентов, курсантов и сотрудников университета. На территории студенческого городка созданы спортивные площадки, где студенты могут заниматься спортом. В течение учебного года в университете проводятся спортивные мероприятия: спартакиады между институтами, спартакиада «Первокурсник», соревнования посвящённые знаменательным датам, Универсиады. Сборные команды университета принимают участие и достойно отстаивают честь ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз» в городских, краевых, региональных, всероссийских соревнованиях, где занимают призовые места.

 

 

?>
/