Top.Mail.Ru

    Озеро Ханка как объект коммуникации

    Для иностранных студентов Дальрыбвтуза 13 декабря состоялось очередное занятие на площадке Приморского океанариума.

    Участие в проекте «Русский язык в океанариуме» Дальневосточного филиала фонда «Русский мир» расширяет круг общения иностранных студентов и упрощает межкультурную коммуникацию. Важную роль в обучении играют занятия, в которых участвуют иностранные и студенты-экологи Дальрыбвтуза.

    Навыки межкультурной коммуникации иностранных студентов формировали во время учебных занятий, проходящих на площадке Приморского океанариума. Всё происходило в непосредственном общении с русскими студентами-экологами, учёным-экскурсоводом Платоном Осташкиным и преподавателями кафедры «Русский язык как иностранный» Ольгой Батраевой, Марией Старовойт.

    «Главная задача урока – совершенствование навыков речевой коммуникации, — пояснила Ольга Батраева, — Объектом нашей речевой деятельности на уроке стало озеро Ханка, обитатели флоры и фауны.  А что может быть ближе и понятнее, чем озеро, являющееся общим для России и Китая? Требуется все возможное, чтобы озеро Ханка навсегда стало территорией дружбы».

    Чтобы научить студентов-иностранцев языку специальности, преподаватели создали обстановку реального общения. Уроки русского языка в океанариуме позволяют работать с мотивированными на общение студентами, использовать методы и приемы, помогающие активизировать познавательную деятельность. В рамках такого образовательного процесса ведущая роль принадлежит уже не преподавателю, а учащимся, которые в интерактивной форме получают дополнительную возможность развивать и совершенствовать речевую деятельность.

    Студенты-иностранцы включались в квесты (найти, определить, назвать обитателей озера Ханка, определить на карте озера Ханка реки, впадающие в озеро и вытекающие из него). Конечно, это потребовало предварительной лексико-грамматической работы, которая проводилась в учебных аудиториях.

    Во время экскурсии студентов поделили на две команды, во главе которых стали русские студенты-экологи. Командам следовало собрать из карточек экологические предложения, прочитать вслух. Для выполнения задания требовалось найти общий язык (русский!). У ребят это получилось. Кроме того, особый лирический настрой создало прочтение Кристиной Старцевой стихотворения на экологическую тему «Давайте сохраним».

    Заключительным этапом урока стала ролевая игра «Открытый микрофон». Иностранные студенты подготовили и озвучили экологические лозунги экологической конференции: «Спасем озеро от загрязнения!», «Мы за чистую воду и чистый воздух!», «Запретим заводы и фабрики рядом с озером!». Студенты выходили командами к экрану, на котором демонстрировались фотографии озера Ханка, читали подготовленные лозунги.

    «Сотрудники Приморского океанариума подготовили сюрприз: перед экскурсией выпала возможность посетить дельфинарий и посмотрели выступление морских животных. Благодарны за приятные эмоции. Представление в дельфинарии, экскурсия в зале «Обитатели озера Ханка» — активизировало ребят на практическом занятии в учебном классе океанариума. С удовольствием отрабатывали интенции по тематике урока, выполняли занятие по аудированию, участвовали в квестовых заданиях», — поделилась Мария Старовойт.

    Следующий этап проекта «Русский язык в океанариуме» состоится в марте. Сотрудники Приморского океанариума планируют организовать часть занятия не только в учебном классе, в зале «Моря Дальнего Востока», но и в батискафе. 

    Сотрудники кафедры "Русский язык как иностранный" благодарят Анатолия Тарута, проректора по административно-хозяйственной работе за предоставление автобуса, Романа Цовиркуна, водителя автобуса, студентов-экологов Кристину Старцеву, Дениса Рузавина, Евгения Верещагина, Никиту Симановича, Влада Самодина, студентов-иностранцев Юань Ици, Шао Мань, Цай Чуньнань, Цзян Хэсинь, Ли Сянюань, Сунь Цзявэй, Ли Янь, Сюй Хуаньхуань.

    Текст: Виталий Мега
    Фото: Анастасия Труш